Главная страницаАрхив2018 №9 / Эволюция цирка или жизнь и работа за кулисами и на манеже

Эволюция цирка или жизнь и работа за кулисами и на манеже

22 Мая 2018

 

Симферопольский государственный цирк в следующем году отметит 60-летие прописки в центре города, на улице Горького, 3. Здание, выстроенное на месте разрушенной в годы Великой Отечественной войны церкви, в начале предназначалось только для работы в теплое время года. Но после незначительной перестройки превратилось в полноценный стационарный цирк со зрительным залом на 1,5 тысячи мест. Недавняя внеплановая проверка, вызванная трагедией в развлекательном центре в Кемерово, где при пожаре погибли 60 человек, показала готовность Симферопольского цирка к оперативной эвакуации зрителей и артистов. Кто быстрее должен покинуть арену, «Крымский спасатель» выяснял у художественного руководителя и директора цирка Бориса Тезикова.

— Комплексную проверку мы прошли. Это дело не лишнее. Но в субботу и воскресенье, в дни представлений, улица Горького так заставлена автомобилями, что ни «скорая помощь», ни пожарные проехать не смогут. Пробки, с двух сторон платная стоянка, а улица тупиковая, только у нас 1200 зрителей, а рядом еще кинотеатр. Людей мы вывести успеем, а дальше?

 

— В советское время были разные эвакуационные пути для зрителей и для животных. Как сейчас?

— Так все и осталось. Достаточно выходов для эвакуации людей, а закулисная часть — для животных и персонала.

У нас обученный коллектив, билетеры, униформисты. Отработано по секундам, кто и что делает в случае возникновения чрезвычайной ситуации, кто каким сектором управляет, кто руководит выходами за верхними рядами, кто нижними. Работает система оповещения, пожарные рукава новые, огнетушители заправлены. И это не потому, что случилась трагедия — так у нас заведено. Мы, прежде всего, работаем для людей, для зрителей, и должны думать об их безопасности. Перед каждым сезоном проводится обучение.

Более того, когда к нам приезжают новые артисты, у нас обязательно проходит инструктаж по охране труда, противопожарной безопасности.

 

— Если животные начинают паниковать, какие действия должен предпринимать дрессировщик?

— Такие животные, как собаки, или лошади, сами спокойно эвакуируются. Просто нужно широко открыть двери. А хищники находятся в клетках на колесах, их за пару минут можно выкатить на улицу. В случае возникновения ЧС униформисты и билетеры отвечают за зрителей, а животные полностью в зоне ответственности дрессировщика.

Ведь для него они — дети. Уколы, прививки, питание, ветеринарное обслуживание — каждый своего питомца холит и лелеет, потому как они еще и средство для жизни. Ведь общеизвестно, что продолжительность жизни цирковых животных превышает этот же показатель у их сородичей в дикой среде.

 

— Дрессировщики отмечают дни рождения своих питомцев? И куда деваются трупы животных после смерти?

— Дни рождения отмечают точно. Даже фотоальбомы делают из снимков, где годик отметили, где уже два. Очень щепетильно относятся. Поэтому жалеть цирковых животных не стоит, они рождаются здесь. Редко когда приобретают в зоопарках или питомниках. Скорее, когда животные уже не могут работать в программе, их пристраивают в зоопарки. Буквально на днях отработавший свое медведь отправился в «Тайган» на заслуженный отдых.

В нашем цирке много лет работал дрессировщик с шимпанзе. У него их четверо было. Один умер в Харькове во время гастролей, выехали в лесополосу, выкопали могилку и похоронили. А крупных утилизируем, сжигаем.

 

— Курьезные случаи в Симферопольском цирке были?

— Слава Богу нет. Был один случай при моем отце, он же был директором Симферопольского и Ялтинского цирков. И как-то во время выступления в Ялте медвежонок рванул в центральный проход. А цирк летний, все открыто. Поймали его уже около автовокзала. Причем бежал он так быстро и целенаправленно, что никто толком испугаться не успел. Хотя сама ситуация была не из смешных.

— Цирк меняется, и если сравнивать представления 30-летней давности и современные — разница значительная. Вы выросли в цирке и видели все преобразования, какой он, современный цирк?

— Цирк перешел не просто на другую ступень — на другой этаж! Если раньше, отправляясь в цирк, мы могли спокойно представить, что увидим: в первом отделении жонглеры и акробаты, во втором — номера дрессировщиков с животными. Сейчас все по-другому. Программу выстраиваешь так, чтобы она отличалась от предыдущей, и зритель получал удовольствие. Только закончилась программа Мстислава Запашного, и она более традиционная, по старому образцу. А к закрытию сезона мы подготовили абсолютно молодежную, современную, с участием лауреатов цирковых фестивалей последних лет.

Например, будет большой номер «Акробаты на встречных качелях». Два года назад они получили «Золотого клоуна» на фестивале в Монте-Карло. К слову, я был на последних 10 фестивалях, каждый год езжу, чтобы пригласить участников, лауреатов и победителей фестиваля выступить в Симферополе.

 

— Есть такие посетители у Симферопольского цирка, без которых не обходится ни одно представление, и если их нет на своем месте, начинаешь переживать?

— Конечно, и я даже знаю, где они, зрители, сидят и здороваюсь лично. Есть такие, которые по два-три раза на одну программу приходят и прекрасно ориентируются в жанрах, артистах. Последние четыре года наш цирк в плотном контакте с Московским цирком Никулина и Большим Московским цирком. У них богатый выбор номеров, безупречные манера и мастерство. Дружим с руководителями этих цирков, я к ним езжу, и они сами предлагают интересные выступления.

Украинские артисты тоже приезжают, 10–15 номеров было за последнее время точно. У меня остались прекрасные отношения со всеми цирками Украины. Единственный минус, что мы не можем тесно общаться и ездить друг к другу. Очень дружим с директорами киевского и харьковского цирков, раньше они стабильно приезжали на наши программы. Сейчас им тоже ничего не мешает, но они боятся, что узнают и не понятно, чем это может обернуться. Ждем, надеемся, что это ненадолго и скоро все распри закончатся.

— Раньше цирковых артистов готовили в Киевской академии эстрадного и циркового искусства. Где теперь получают профильное образование, и как попадают на работу в цирк не связанные с ним от рождения люди?

— Как и прежде: Киевское и Московское цирковые училища — наши главные кузницы кадров. А вообще в цирк приходят из спорта и детских цирковых студий. Видел номера воспитанников детской студии из Череповца — это уже профессиональные артисты! В России очень развиты подобные студии. Наша ялтинская студия «Парад Надежд» тоже интересна, но она одноплановая — пластический этюд. А в больших городах обучением занимаются разноплановые артисты, вышедшие на пенсию. В Москве масса прекрасных студий, потому что там 70% звезд манежа прежних лет живут, и они преподают цирковое мастерство. У меня тоже есть мысли сделать студию при цирке, но нужны специалисты, и пока нет четкого понимания, как эту идею воплотить.

 

— У детей цирковых династий есть шанс найти себя вне арены?

— Наши дети в 90% случаев идут работать в цирк. Они здесь рождаются, здесь живут, и жизни вне манежа у них мало. Есть, конечно, те, кто уходит из цирка, особенно если родители пережимают с воспитанием. Была недавно программа, где 5-летняя девочка выступает со своими родителями. Ежедневно у ребенка 4–5 часов репетиций, плюс к этому занятия по художественной гимнастике, и выступления. Конечно, из нее будет толк, если она не возненавидит цирк. В следующей программе будет выступать 6-летняя воздушная гимнастка, победительница конкурса «Синяя птица». Она уже зрелый мастер.

 

— Своего внука готовите к будущей цирковой жизни?

— Нет. Он любит цирк как зритель. Да и растет он дома, а не на манеже. В любом случае, ребенок должен сам проявить большой интерес к цирку. Меня никто не заставлял, я сам принял решение стать жонглером, дочь моя хотела стать артисткой цирка, великолепно танцевала на проволоке, но передумала и стала цирковым режиссером. Хотелось бы продолжить династию, но в каждой профессии и деле должен работать человек, который знает свое ремесло изнутри и любит эту работу. Потому что работать только за зарплату не очень хорошо получается. Кстати, сейчас в России мода пошла: уже каждый второй цирк возглавляет женщина. А в нашем цирке все женщины и красивые, и смелые.

Анна Кириенко

Фото Романа Молотова