Почти каждый день, не думая о риске, пожарные оказывают помощь. Этот ответственный труд, который выпадает на долю специалистов, не всегда на виду. Ну, спасли и спасли, как правило говорят они. Работа, мол, такая. О том, как это: постоянно чувствовать запах удушающей гари и при этом сохранять спокойствие, как в жизни, так и на службе, нам рассказал Алексей Волошин, командир отделения 28-й пожарно-спасательной части 6 ПСО ФПС по Республике Крым.
— Алексей, какие мысли возникают при тушении пожара?
— Разворачиваемся (осуществляем боевое развертывание), проводим разведку, если есть люди, конечно, в первую очередь думаем о них, а потом ликвидируем пожар. Все мысли о своем долге. Что должен делать, то и делаешь. Подъезжая к месту происшествия, ищешь место нахождения ближайшего водоисточника, прорабатываешь все возможные моменты, для того чтобы ликвидировать возгорание.
— Для вас спасатель это работа или призвание?
— Для меня это призвание. Мой двоюродный дед служил в Нижнегорской пожарной части, был начальником караула. Когда я вернулся из армии — часть военизировали. Тогда, в 1997 году, дед подсказал пойти в чрезвычайное ведомство, и я прислушался. Его мнение для меня авторитетно.
— А что такое призвание для пожарного?
— Призвание — это сознательный выбор, где есть желание помочь людям. Потому что пожар — это всегда бедствие и горе. Мы выезжаем на происшествие и стараемся относиться к таким вещам с пониманием. Главное, чтобы человек живой остался. А все остальное — дело наживное. Хочу сказать, что в девяноста процентах случаев пожар случается по вине самих хозяев. Некоторые граждане сразу вызывают Cлужбу спасения, другие боятся, потому что думают, что мы приедем и выпишем штраф. Это, к сожалению, не редкость. Мы объясняем, что денег не берем. У людей всякое бывает, но жизнь надо ценить в первую очередь.
— Спасатель — это кто?
— Человек, такой как я. Тот, кто спасает людей.
— Я живу рядом с пожарной частью и редко вижу, чтобы оттуда выходила женщина. Это действительно такой «мужской оазис»?
— У нас в части работает диспетчер — девушка. А как девушка будет пожарным? Это физическая нагрузка. Я ни разу не видел, чтобы представительница слабого пола служила пожарным или была командиром отделения. В структуре чрезвычайного ведомства, конечно, работают женщины, но пожар — занятие мужское.
— Это страшно - идти в огонь?
— Конечно, страшно. Когда ты заходишь в помещение, где задымление и открытое пламя, — это уже другие условия. Правда, со временем ко всему привыкаешь.
— Часто нервничаете?
— Да нет, не часто. А вот жена переживает, она видит, какая у меня работа. В новостях, бывает, показывают пожары, различные взрывы, все это, конечно, ее волнует. Но жена — есть жена. Она понимает.
— В чрезвычайной ситуации, наблюдая за личной трагедией человека, порой сложно оставаться жизнерадостным. Как справляетесь с унынием?
— Я живу в селе. У нас хозяйство небольшое, две теплицы. Дома работы полно. Сейчас вот хочу стать охотником, разрешение на приобретение ружья уже имеется. У нас в карауле есть один товарищ, так что будет у кого спросить совета.
— А кто будет готовить добычу?
— Зайца могу и я. Очень вкусно получается. Пишите рецепт: в большом казане (желательно на открытом огне) тушите рубленую небольшими кусочками зайчатину, предварительно нарезав и обжарив крупно лук и морковь. Время приготовления занимает около часа. И, вуаля — перед вами блюдо — пальчики оближешь.
— 27 декабря отмечается День спасателя Российской Федерации. Что вы обычно желаете своим товарищам?
— Рисковать собой ради спасения других — профессия далеко не для каждого. Спокойных трудовых будней вам и сухих рукавов. Близким хочу пожелать здоровья и благополучия.
Беседовала Анастасия Чебанова
Фото предоставил Алексей Волошин