Главная страницаАрхив2016 №5 (30) / НОВЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ

НОВЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ

21 Марта 2016

О том, какие изменения в правовом статусе сотрудников ФПС ГПС МЧС России несет новый документ, рассказал статс-секретарь — заместитель главы МЧС России Владимир Артамонов.

— Владимир Сергеевич, первый вопрос, который сразу же возник у многих: почему этот законопроект появился именно сейчас, а не раньше? Ведь пожарная охрана вошла в состав МЧС России еще в 2002 году…

— Замечу, что еще два года назад была попытка принять этот закон. Но тогда, как и раньше, сдерживающим фактором послужил тот факт, что в соответствии с ФЗ-58 «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службу. Но с 1 января 2016 года вступил в силу ФЗ-262, которым из этого перечня исключается правоохранительная служба, а вводится понятие «государственная служба иных видов». И это дало нам зеленый свет в принятии разработанного министерством закона.

— Насколько известно, этот закон очень ждали сотрудники ведомства. С чем это связано?

— Пожарная охрана вошла в состав МЧС России в 2002 году, и до сих пор сотрудники проходили службу в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ в декабре 1992 года. Обсуждаемый закон заменит это положение, определив федеральную ротивопожарную службу как один из видов федеральной государственной службы, правовой статус сотрудника ФПС, принципы службы в ФПС и взаимосвязь службы в ФПС с другими видами государственной службы.

Значимость закона в том, что он в целях регламентации правового положения (статуса) сотрудника впервые определяет понятие «сотрудник ФПС» и устанавливает основные права и обязанности сотрудников, требования к служебному поведению, а также ограничения и запреты, связанные со службой в ФПС, ответственность сотрудника ФПС. Если совсем коротко характеризовать закон, я бы сказал, что он и есть результат уже работающих законов, положений других ведомств и опыта, накопленного федеральной противопожарной службой в системе МЧС России, когда учтены все положительные и негативные моменты, возникавшие за этот период.

Кроме того, важно, что это еще и закон социальных гарантий, прав и обязанностей, который дает возможность каждому сотруднику ФПС проявить свои способности и реализовать себя на поприще спасения и обеспечения пожарной безопасности.

— И в каких статьях это отражается?

— В нескольких. Можно с уверенностью сказать, что закон будет способствовать созданию условий для развития высокопрофессионального кадрового корпуса федеральной противопожарной службы. К примеру, если вы зарекомендовали себя на службе, то у вас есть возможность быть зачисленным в кадровый резерв. Это впервые официально определяет закон. Новые возможности появились и у тех, кто заинтересован в повышении личного профессионального уровня: сотрудники ФПС для получения дополнительного образования могут направляться не только в образовательные организации вне системы МЧС России, но и в зарубежные образовательные организации.

Вводится понятие государственного заказа на подготовку кадров в интересах ФПС в образовательных организациях вне системы МЧС России, определен порядок его формирования.

Теперь для карьерного роста сотрудник ФПС может использовать возможность ротации: отслужив на должности шесть лет и более, проявив себя при этом, человек вправе претендовать на вышестоящую должность. Перечень таких должностей определяется министром.

Важно понимать, что принимаемыми нововведениями мы, кроме всего прочего, создаем возможность для более эффективной работы по противодействию коррупции.

— И как результат борьбы с возможными ее проявлениями — увольнение сотрудника ФПС в связи с утратой доверия?

— В том числе. В законе действительно впервые вводятся такое понятие и условие прекращения контракта — увольнение сотрудника ФПС в связи с утратой доверия.

— Контракт теперь тоже понятие обязательное?

— Да, устанавливается обязательность служебных отношений на контрактной основе. Вводится понятие «контракт», определяются формы и сроки его действия, регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу в ФПС, перевод на другую должность или изменения существенных условий контракта, устанавливается исчерпывающий перечень оснований для прекращения контракта либо его расторжения, а также перечень оснований для увольнения сотрудников со службы.

— Каким образом в законе учтены особенности профессиональной деятельности сотрудников ФПС?

— Впервые определяются общие квалификационные требования к должностям сотрудников ФПС, то есть здесь мы говорим не просто о таких понятиях, как образование и стаж по профилю службы. Это те особые профессиональные знания и навыки, без которых человек просто не сможет работать и квалифицированно выполнять свои обязанности.

Такие требования к стажу (опыту) работы по специальности сотрудника федеральной противопожарной службы, необходимые для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются для должностей высшего начальствующего состава Президентом Российской Федерации, а для рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава — руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, в данном случае министром.

Не все из тех, кто желает работать в противопожарной службе, смогут соответствовать предъявляемым требованиям. Но это и к лучшему: с таким подходом мы сможем существенно повысить профессиональный уровень личного состава.

А это в результате скажется на самых главных показателях эффективности нашей работы — оказании своевременной и квалифицированной помощи, уменьшении количества погибших и пострадавших.

— В повестке обсуждений всегда первое — социальные гарантии…

— Безусловно, глава 9 закона устанавливает гарантии социальной защиты сотрудника ФПС: определены гарантии по оплате труда, жилищному, медицинскому и санаторно-курортному обеспечению. Установлены страховые гарантии и порядок выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Закон определяет социальные гарантии лицам, увольняемым со службы в ФПС, порядок и условия вещевого и продовольственного обеспечения, а также право на пенсионное обеспечение за службу, то есть все социальные гарантии, которые раньше были в положении, в этом законопроекте тоже определяются.

Кроме того, закон устанавливает основные права и обязанности, ограничения и запреты, связанные с прохождением службы. В частности, для сотрудников сохраняются специальные звания внутренней службы и сроки выслуги в присвоенных специальных званиях.

— И, как вы думаете, когда закон, говоря официальным языком, вступит в действие?

— Это крайне важный документ для МЧС России. А потому мы надеемся, что он будет принят в минимальные сроки — в первом квартале 2016 года.

26 февраля о законе уже доложили на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации. Законопроект направлялся для обсуждения во все территориальные органы и организации МЧС России, прошел согласование со структурными подразделениями центрального аппарата министерства. Он был размещен на сайте regulation.gov.ru для общ е с т в е н н о го обсуждения и пров е д е н и я антикоррупционной экспертизы — замечаний не поступило.

С учетом того, что с июня прошлого года документ проходил обязательную процедуру общественного обсуждения, согласования с другими ведомствами (их более 20), все замечания и дополнения уже учтены.

В конце ноября проект был одобрен Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, после чего и был представлен министром Владимиром Пучковым на заседании Правительства России.

— На какой результат рассчитываете?

— Уверен, что законопроект повысит эффективность профессиональной служебной деятельности сотрудников и будет способствовать более эффективной работе всей федеральной противопожарной службы страны.

Елена Бадаева

Фото из архива редакции