Главная страницаАрхив2017 №5 (54) / Людям, пережившим трагедию, посвящается

Людям, пережившим трагедию, посвящается

09 Марта 2017

Кинематографисты «ТВ-студии Репортер» провели в Крыму съемки фильма, посвященного работе войск гражданской обороны. Фильм под рабочим названием «Спитак» основан на трагическом событии, произошедшем в Армении в 1988 году. Тогда после катастрофы советские войска гражданской обороны (ГО) были брошены на помощь армянскому народу. Именно благодаря существованию Международной организации гражданской обороны спасатели из разных стран приехали на помощь пострадавшим.

Мир един

В основе сюжета ленты лежит колоссальное стихийное бедствие — землетрясение с десятибалльной магнитудой, случившееся 7 декабря 1988 года в Армении и затронувшее более 40% ее территории. В результате землетрясения погибло, по меньшей мере, 25 тысяч человек (по другим данным — до 150 тысяч), 19 тысяч стали инвалидами, 514 тысяч человек остались без крова. Больше всего в результате стихии пострадал город Спитак. Он оказался в эпицентре подземных толчков и был практически полностью уничтожен.

«Это одно из сильнейших землетрясений в мире, — рассказывает Елена Гликман, продюсер фильма «Спитак». — Мы снимаем фильм к 30-летию этой трагедии и хотим отдать дань памяти погибшим, вспомнить подвиг, который совершали люди, помогая жертвам землетрясения. Тогда было ощущение, что мир един».

«У нас в кадре не будет самого землетрясения, — говорит режиссер Александр Котт. — Картина посвящена людям, которые пережили те события. Это своеобразное послесловие к трагедии, реквием».

Идею фильма, как отмечает Александр Котт, поддержал министр культуры России Владимир Мединский. Его отец тогда был в Спитаке, работал спасателем. Это кино о чувстве Родины, о дружбе народов. Когда случилась беда, со всех советских республик люди направляли свою помощь, присылали необходимые вещи, оборудование, мобильные госпитали. Тогда, в 1988 году, тысячи людей оказались в каменном плену разрушенных домов, в Армению прибыли врачи и спасатели из Франции, Швейцарии, Великобритании, Америки и других стран.

Крым для съемки киноленты был выбран не случайно. Еще в советское время полуостров стал огромной съемочной площадкой. Такую популярность ему обусловили природа, климат и разнообразие пейзажей. Здесь было снято более 1000 кинолент. Для работы над «Спитаком» в Крыму также нашли отличную съемочную площадку. Художественная группа приехала сюда на разведку, а позже на полуостров прибыл режиссер. Он посмотрел несколько предложенных площадок, задачей режиссера было найти площадку, на которой декораторы смогли бы максимально достоверно создать атмосферу, царившую в разрушенном Спитаке. К тому же в Крыму зима примерно такая же, как в Армении. Учитывая все обстоятельства, кинематографисты выбрали заброшенный военный гарнизон под поселком Мирный возле города Евпатория.

Для создания максимально реалистичной картины катастрофы съемочная группа из старой воинской части поселка Мирное сделала целый район разрушенного города, из-под обломков которого спасатели вручную и при помощи кранов доставали пострадавших людей.

Наша французская Ляля

Кинематографисты снимали сцены спасения людей из-под завалов после трагедии. Чтобы создать максимально достоверный образ актеров в кино, необходимо было специальное оборудование и техника. В этом большую помощь оказали сотрудники Главного управления МЧС России по Республике Крым. Они предоставили машины времен 1980-х годов, палатки, снаряжение спасателей, кинолога с собакой, а также провели инструктаж со съемочной группой и актерами.

«Нам очень помогало МЧС Крыма, которое поддержало наш проект. На площадке работали спасатели, принявшие непосредственное участие в съемках», — отметила Елена Гликман.

В съемках также принял участие кинологический расчет Крымского главка — Леонид Власенко, старший инструктор-спасатель, начальник кинологической группы Специализированного отряда ГУ МЧС России по Республике Крым, и собака-спасатель Ляля. Кинологический расчет участвовал в съемках почти две недели. Работа на площадке занимала порой целый день, а иногда всего несколько часов.

«По сценарию фильма Ляле пришлось исполнять роль собаки кинолога из Франции, который приехал в Армению для поиска людей под завалами. На площадке его играл французский актер Оливье Пажес. Так как собака выполняет только мои команды и только на русском языке, то мне пришлось управлять ею за кадром. А в это время французский актер находился вместе с Лялей в кадре, играя роль спасателя, стоял, смотрел, как она работает, ищет под завалами статистов, — рассказал Леонид Власенко. — Если снимать нужно было долго, по нескольку раз, разные дубли, то собаке периодически давали отдохнуть минут по 15–20».

Прежде чем приступить к работе на площадке, собаку нужно было подготовить. Леонид привел Лялю на место съемки, чтобы у нее пропала ориентировочная реакция, которая отвлекает собаку от работы. Она походила, ознакомилась с местностью и успокоилась. Однако на протяжении всех съемок кинолог очень переживал за своего четвероногого спасателя.

«Как правило, на съемках делают не один десяток дублей одного и того же кадра. Я объяснил режиссеру, что моя собачка — рабочая, имеет допуск к поисково-спасательным работам и каждый год проходит сертификацию, умеет находить людей, которым действительно нужна помощь в природной и техногенной среде. Это основная ее работа. А отработка одного и того же кадра может притупить у собаки интерес к работе, так как она уже выполнила поиск, и восстановить ее прежнее состояние будет очень трудно, — рассказал нам кинолог. — Чтобы этого избежать, мы, прежде чем сниматься, вместе с участниками эпизода проводили небольшие тренировки».

Кроме этого, при спасательных работах в кадре Ляле нужно было обеспечить минимум внешних раздражителей, которые ее могли бы отвлечь от выполнения команды. Это было очень сложно, так как на съемочной площадке горели дымовые шашки, имитирующие пожары, было много пыли, как на настоящем происшествии, а работа в таких условиях быстро притупляет обоняние у собаки и ей тяжело найти пострадавшего. Леонид давал рекомендации по расположению актеров и съемочной группы на площадке в эпизодах, где снималась Ляля. Важно было заранее определить, кто и где будет находиться, чтобы не мешать собаке работать.

Видя, как она работает, вся съемочная группа была очень довольна Лялей. Никто не упускал возможности сфотографироваться с ней на память, а французские актеры даже хотели ее забрать с собой, но Ляля не просто собака, она спасатель МЧС России и вместе с Леонидом они являются единым целым — кинологическим расчетом. После съемок кинолог дал собачке заслуженный отдых, чтобы она успокоилась и вошла в свой привычный образ жизни, благо в это время никаких происшествий не случилось. Звездная болезнь Лялю не коснулась, собака-спасатель отлично себя чувствует, продолжает показывать хорошие результаты на тренировках и всегда готова к работе. Дальнейшая работа над полнометражным фильмом продолжится в Москве, а затем — в Национальном киноцентре в Армении. Ожидается, что фильм «Спитак» режиссера Александра Котта будет передан в Министерство культуры России в конце 2017 года.

Наталья Веселова

Фото Александра Семенченко