Главная страницаАрхив2018 №1 (74) / Хранители культурно-исторического наследия

Хранители культурно-исторического наследия

31 Января 2018

Как все начиналось

История этого учреждения началась 130 лет назад. В 1887 году в Симферополе был создан Музей древностей Таврической ученой архивной комиссии. Основной целью ученых мужей являлось изучение архивных дел и отбор документов, представляющих историческую ценность, для бессрочного хранения. Однако вскоре деятельность комиссии вышла за установленные рамки.

«Основателем Музея древностей был Александр Стевен. Именно он обратил внимание участников комиссии на то, что Крым больше богат вещественными памятниками, чем письменными. В связи с этим музей стал пополняться различными археологическими артефактами: украшениями из Неаполя Скифского, античной керамикой, золотыми, серебряными и бронзовыми монетами различных эпох, редкими рукописями, гравюрами и другими экспонатами, найденными на территории полуострова. Большей частью это были бескорыстные пожертвования людей, собиравших и хранивших культурно-исторические памятники. К 1914 году собралось уже более 5 тысяч экспонатов. Музей приобрел некоторую значимость. Его посетили Великая Княгиня Мария Петровна и Великие Князья Олег Константинович и Роман Петрович Романовы, — рассказал Андрей Мальгин, директор ГБУ РК «Центральный музей Тавриды». — Музей был основан в 1921 году, после Первой мировой войны, революции и гражданской войны. Для этого объединили Музей древностей и Естественно-исторический музей Таврического земства. Спустя два года была открыта первая экспозиция, посвященная археологии, этнографии и искусству полуострова».

С тех пор музей пополнялся новыми экспонатами и расширял выставочные залы. Великая Оте-

чественная война внесла свои коррективы: часть музея была эвакуирована, но по дороге была захвачена немцами, разграблена и уничтожена, однако большинство ценных предметов, спрятанных в тайниках музея, удалось сохранить.

В 60–70-е годы ХХ века фонды музея пополнились значительным количеством материалов о развитии промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры Крыма.

Самым значимым событием для учреждения стал переезд в новое здание в 1988 году, где «Центральный музей Тавриды» находится и по сей день.

Кроме основного здания с архивами, в состав учреждения входят литературно-мемориальный «Дом-музей Ильи Сельвинского», Алуштинский историко-краеведческий музей, а также «Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941–1944 годов «Концлагерь «Красный».

На выставочных витринах

Среди уникальных артефактов музея есть различные коллекции, посвященные нумизматике, этнографии, орнитологии, археологические находки, в том числе изделия из драгоценных металлов II в. до н. э. — XV в н. э., собрание графики XVIII — XIX веков с видами Крыма, фото, кино и видео документальный фонд и многое другое.

В настоящее время работает 7 экспозиций: «Прошлое Тавриды», «Крым в годы Великой Оте-чественной войны», «Природа Крыма: палеонтология, геология, рельеф», «Заповедные ландшафты Крыма», «Лапидарий», «Таврическая губерния», «Оживление души».

«Одним из главных предназначений музея является сохранение культурно-исторического наследия и его популяризация в обществе. Именно с этой целью создаются экспозиции из фондов музея, где хранятся артефакты. Этим занимается группа специалистов, которая сначала разрабатывает концепцию экспозиции и ее план. Затем подготавливается помещение, где будут размещаться артефакты, экспозиционное оборудование и сопроводительные рассказы к предметам, — уточнил директор музея. — В состав экспозиции входят вещи, карты, фотографии, письменные тексты и многие другие виды памятников, отражающие определенное событие или явление. Всего, как правило, выставляется только 10% археологического собрания, так как площади помещений выставочных залов не могут вместить большее количество памятников».

Кроме того, крупнейшее научно-просветительское учреждение Крыма дает возможность жителям и гостям полуострова ознакомиться с историей и культурой различных регионов России, осуществляя обмен выставками и отдельными экспонатами с другими музеями. Например, в прошлом году в Центральном музее Тавриды была представлена коллекция подлинных предметов эксклюзивного пермского звериного стиля IV–XIII веков, выполненных в технике ажурного и сплошного литья.

Жемчужины коллекции

По словам Андрея Мальгина, гордость музея — «Золотая кладовая», в которой хранятся изделия из драгоценных металлов: ювелирные украшения, детали одежды, монеты, культовые предметы, охватывающие период со II в. до н. э. по XV в н. э. Основную часть экспозиции представляет выставка «Сокровища Крымской Готии», демонстрирующая археологические материалы, найденные при раскопках позднеантичных и средневековых памятников предгорной и горной части Юго-Западного и Центрального Крыма.

Еще одним достоянием музея является библиотека «Таврика» им. А. Х. Стевена, в фондах которой насчитывается более 40 тысяч томов литературы о Крыме различных научных и культурных направлений: археология, история, этнография, нумизматика, естественные ресурсы, литература, искусство, музееведение, церковная археология.

«Музей постоянно пополняется новыми артефактами. Часто обычные на первый взгляд вещи представляют собой ценность. Например, у нас есть карта, находившаяся в классной комнате царских детей в Ливадийском дворце. А также масса других экспонатов, в том числе монеты, карты, гравюры и литографии разных лет», — рассказал руководитель музея.

Условия хранения

Для защиты экспонатов от разрушения и порчи в музее устанавливается определенный режим хранения. Во-первых, артефакты содержатся не все вместе, а по отдельности, в зависимости от группы хранения, то есть материала, из которого они изготовлены. Во-вторых, для каждой группы хранения есть свои требования. К ним, в первую очередь, относится соблюдение температурно-влажностного режима. Например, для изделий из дерева рекомендуется поддерживать температуру воздуха +15–18°C при его относительной влажности до 50–60%.

Не менее важным является соблюдение светового режима, поскольку под воздействием солнечных лучей или искусственных источников света артефакты могут пожелтеть, потемнеть или потерять прочность.

«Хранение — это достаточно сложная вещь, потому что предметы нужно постоянно подвергать специальной обработке. Необходимо защищать экспонаты от пыли и плесени, а также насекомых, которые поражают предметы», — отметил Андрей Мальгин.

Уберечь от огня

Основным фактором уничтожения экспонатов по-прежнему остается угроза пожара. Поэтому руководство музея уделяет большое внимание обеспечению пожарной безопасности здания. Кроме того, этого требует законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности.

«Последние 25 лет, в связи с недостаточным финансированием, у нас поддерживался только минимальный уровень пожарной безопасности. Тем не менее, эвакуационные пути и выходы, пожарный подъезд, пожарный гидрант находятся в надлежащем состоянии. В коридорах, проходах и помещениях размещены огнетушители. Они исправны, имеют паспорта и порядковые номера. Музей обеспечен пожарными щитами. Также мы проводим регулярные занятия, инструктажи и тренировки с персоналом, — рассказал Олег Шкедя, заместитель директора ГБУ РК «Центральный музей Тавриды». — После присоединения Крыма к Российской Федерации в этом направлении появились значительные положительные изменения. В июне 2017 года была подготовлена проектно-сметная документация, включающая в себя расчеты по монтажу автоматической установки пожаротушения, автоматической установки пожарной сигнализации, монтажу системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Документы были одобрены Главным управлением МЧС России по Республике Крым и «Региональным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов». Надеемся, что в 2018 году данное мероприятие профинансируют из бюджета Республики, и все необходимые работы будут выполнены в полном объеме».

Острый вопрос

Нехватка реставраторов — одна из насущных проблем музея. Эти узкоквалифицированные специалисты обладают, можно сказать, эксклюзивными умениями: приводят артефакты в экспозиционный вид, сохраняют их и, при необходимости, воссоздают, используя специализированное оборудование. В Крыму, к сожалению, ни одно учебное заведение не готовит людей такой профессии.

«Из-за острой нехватки реставраторов иногда приходится отправлять экспонаты в реставрационные мастерские других музеев, расположенных на материке. Например, такая мастерская есть в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике в Ростовской области, — рассказал Андрей Мальгин. — Иногда специалистов приглашаем к себе, если для этого есть соответствующие средства. Сейчас Министерство культуры Республики Крым ведет работу по созданию реставрационного центра на полуострове».

О планах и перспективах

В этом году в «Центральном музее Тавриды» планируется открыть несколько постоянных выставок, посвященных крымской минералогии, геологии и Чёрному морю. Из временных выставок откроется экспозиция, специально созданная к 100-летию со дня образования Красной армии. Кроме того, расширится «Золотая кладовая», появится еще один небольшой зал с драгоценными изделиями.

«Краеведческий музей должен создать модель истории, культуры и природы определенного региона. Я не могу сказать, что мы достигли этих задач, но наш музей к этому стремится, — подчеркнул руководитель музея. — К сожалению, много лет не выделялись деньги на создание экспозиций и закупку оборудования. Поэтому мы достаточно медленно осваиваем это пространство. Но мы потихоньку идем к поставленным целям в соответствии с планом развития».

Надежда Малюк

Фото автора